Этика

Развитие человека, как и развитие всего человечества, включает в себя и изменение того или иного понимания, что этично, а что неэтично.

Религии отличаются друг от друга именно тем, что продвигают ту или иную теорию того, что называется этикой. Различие тех или иных философских учений есть не более чем различие в подходе к определению этичности. А психология. И здесь нет каких-либо исключений. Различие в психологических школах, разнообразие психологических практик – всё это и многое другое есть различие в понимании этических норм. И даже так называемый кодекс психолога — это не более чем расширенное определение того или иного взгляда на этику.

Например, я считаю, что воровать плохо. Но почему я так считаю? Только потому, что моему определению этики не соответствует такое понятие, как воровство. Но если с детства мне бы говорили и показывали примеры того, что воровать хорошо, что воровать этично, то… Неэтичным стало бы для меня обратное.

С чего начинает любой основатель того или иного учения, включая и религиозного. Он начинает с малого, но необходимого, он даёт своё определение этики. После того, как определение дано, идёт его доказательство. И если само определение занимает не более одной – двух строчек, то уже доказательство может быть изложено в нескольких томах по тысячи страниц каждый.

И в зависимости от того или иного восприятия этого мира, мы, либо соглашаемся с тем или иным определением этики, либо нет. Если определение нам близко, если определение соответствует нашему образу жизни, если определение не заставляет нас вступать в противоречие с собой, с обществом, со своими взглядами на основополагающее, то мы с радостью цепляемся за него и пропагандируем. А если ещё к тому же на базе соответствующего нам определения этичности создана религия, то мы ещё находим и своих единомышленников.

С кем человеку хорошо, а с кем плохо? Хорошо с тем, кто разделяет с ним его этические взгляды и плохо с тем, кто их не разделяет. Ну как можно согласовать «Око за око» и «Подставь левую, когда ударили по правой». Да никак. И не надо согласовывать. Это просто различный взгляд на то, что считать этичным. И разница у них только в уровне развития. Первый — более ранний, а второй — более поздний. Второй — более продвинутый, более развитый, чем первый. И всё. И более ничего.

Оказывается, этика развивается. Развивается человек, развиваются и его взгляды на мир, на себя. Человек взрослеет с каждым новым столетием. Новый человек даёт новое определение этики. Когда человеку говорят – будь этичным, то ему тем самым говорят – иди в ногу со временем. Смотри и думай. Мир не стоит на месте и жизнь не стоит на месте.

Можно ли обойтись без этики? Нет. И не стоит даже пытаться. Этика — это именно то стабильное данное, какое позволяет людям сосуществовать, сожительствовать.

Я не собираюсь создавать религию, или философское учение. Сегодня их и так много, и есть из чего выбрать. А потому не собираюсь давать свои определения этики. Вы можете это сделать, если Вас не устраивают имеющиеся и есть на то желание, и возможности.

С помощью этики можно решить множество проблем, какие есть у человека. Поскольку этика — это принятая какой-то группой людей система норм нравственного поведения, которые основаны на каком-то учении о морали, то, как правило, почти все проблемы человека (подавляющее их большинство) — это не более чем несоблюдение этих норм. Кстати, проблемы возникают и там, где вообще отсутствует этика. Вот почему я говорю, что без этики не обойтись.

Проблемы семьи – следствие либо отсутствия этики в семье, либо несоблюдения этики. А в Вашей семье есть этика? Нет? Тогда не жалуйтесь на какие-то там проблемы в Вашей семье. Естественно, что у Вас есть проблемы. Они просто не могут не быть. И выход здесь один – как можно быстрее либо выработать свою этику, этику своей семьи, либо, если не хватает фантазии, примкнуть к уже существующей.

Проблемы в некоторых семьях не в том, что супруги изменяют друг другу, обманывают друг друга и тому подобное, а в том, что в этих семьях отсутствует этика. Не важно какая. Хоть зороастрийская, хоть индуистская, хоть буддистская, хоть иудаистская, пусть даже основанная на учении шаманов, или христианская, или коммунистическая, любая другая, не имеет значения. И всё зависит только от того, на каком уровне своего развития находятся муж и жена. В зависимости от этого они и определяют для себя ту или иную этическую философию, этическое учение и основывают на этом нормы и правила своего поведения.

Семья обязательно должна придерживаться какой-то этики. Тогда только можно о чём-то говорить. Тогда только можно этой семье чем-то помочь.

Когда этические нормы устаревают и становятся преградой на пути развития человека, семьи, группы, всего человечества, то эти нормы начинают ломать и формировать новые. И поэтому нет ничего удивительного в том, что идёт смена религий и учений. Начинается период реформ. Начинается реформация. Это и есть жизнь, это и есть развитие. Но старое не уходит. Оно остаётся. И в этом также есть смысл. Ведь все мы разные, разные во всём, а потому и нуждаемся в разном.

Нельзя всех людей заставить придерживаться одного и того же учения постоянно. Это и есть сектантство. Любое учение есть следствие развития общества и обречено на устаревание.

Но человек редко замечает это развитие. Особенно это редко замечается в семьях. С одной стороны, супруги развиваются, и развиваются дети, благодаря их усилиям. Но с другой стороны, они придерживаются ранее выработанных правил и не смеют их менять. Но это всё также требует пересмотра, требует реформации. В противном случае оно начинает тормозить. Ничто так не тормозит развитие, как устаревшая этика. Увы, но это так. С одной стороны, само развитие не возможно без этики, но с другой – развитие человека опережает развитие его этики.

То же касается и семьи, и группы людей, и государств с их политическими системами, философскими учениями, религиями. То же касается и всего человечества.

Какой же выход из сложившегося положения. Выход один – не можете жить со старым пониманием этики — формируйте новое. Но ни в коем случае не находитесь вне этики, не находитесь вне норм и правил нравственного поведения, которые основаны на каком-то учении о морали.

Переживания человека за свой поступок возможно только тогда, когда есть нормы нравственного поведения, и они, эти правила, нарушены. Если человек никогда не переживает за свои поступки, то он либо никогда не нарушает этику, либо она просто у него отсутствует. Например. Если человек придерживается какой-то этики, и бьёт своего ребёнка и не переживает, то его этика ему позволяет так себя вести, если переживает, то не позволяет.

Вернуть свою этику — значит перестать нарушать самим же принятые некогда правила и нормы нравственно поведения.

Этика распространяется на все сферы деятельности человека. На взаимоотношения, как с самим собой, так и с другими людьми, с обществом. Какие бы области не затрагивала сфера деятельности человека, везде присутствует этика. И человек обязан, если хочет добиваться успеха, придерживаться её. Это касается как семьи, так и трудовых коллективов.

В трудовых коллективах очень важно соблюдать этику. Не о какой карьере, не о какой высокой зарплате и речи быть не может, если человек неэтичен на своей работе. И наоборот. Успех гарантирован, если соблюдается этика. Карьерный рост — это талант, желание трудиться, помноженные на этичность. Каждый рабочий коллектив — это своеобразная секта, со своими правилами и законами, со своим учением, на основе которого и выработаны правила и нормы поведения внутри этой группы.

Большинство, если не все, кто не может найти работу – непонимающие вышесказанного. Они устраиваются на работу и начинают противопоставлять себя коллективу тем, что не соблюдают этику этого коллектива. И здесь совет может быть только один – смирись или уйди.

Кто такие затворники? Это те, кто не приемлет существующей доминирующей этики. Кто такие диссиденты? Это те, кто не приемлет существующие доминирующие этические нормы и правила нравственного поведения.

Увы, но государство вынуждено придерживаться какой-то одной этики. И государство вынужденно заставлять придерживаться своих граждан этой этики. И государство на основе этой этики вырабатывает определённые законы, за несоблюдение которых следует наказание.

И если человеку что-то не нравится в законах его страны и чем-то не устраивают законы его страны, то он, возможно, сильно опередил в своём развитии всех остальных в его стране. Тогда, возможно, ему стоит сменить страну, поискать страну, где живут люди, соответствующие его уровню развития. Очень многие так и поступают. Из России едут в Канаду. Но что это меняет? По-моему, уехать из России в Канаду — то же самое, что из США в Мексику.

Конечно, возможно и такое, что некоторые опережают в развитии всё человечество. Но если это действительно так, то они стоят на пути формирования нового, более передового учения, на основе которого и сформируются более прогрессивные правила и нормы нравственного поведения.

— Этично, неэтично. Это у нас
с ними цацкаются, на поруки берут.
А надо как в Турции. Посадят вора
в чан с дерьмом, только одна голова
торчит, а над ним янычар с мечом.
И через каждые пять минут янычар
над чаном мечом вжик. Так что, если
вор в чан не нырнёт – голова с плеч.
Вот так он весь день в дерьмо и ныряет.
— Так это в Турции. Там тепло.

(к.ф. Джентльмены удачи)

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, Михаил Лекс © 2012

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Понравилось? - Поделись в социальных сетях 🙂

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Запись опубликована в рубрике Жизнь с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Этика

  1. Александра Котовенко говорит:

    Благодарю, Вас, Михаил, за науку! Очень правильная статья, помогла мне лучше понять себя, особенно, что касается этики трудового коллектива. Знаю, что нужно искать «своих», да что-то не очень получается, приходится затворяться в себе, в книгах, в интернете, в саду…

    [Ответить]

  2. Светлана говорит:

    Спасибо за предлагаемую возможность поразмыслить о жизни. К вопросу о создании собственной этики, если не хочешь или не можешь жить в рамках созданной… А если моральный урод будет создавать свои этические нормы и проповедовать их вокруг себя? Ведь есть «талантливые» люди, умеющие это делать (скажем, революционеры), тогда будущее непредсказуемо…

    [Ответить]

    Михаил Лекс говорит:

    Моральный урод при всём желании не сможет создать этические нормы. Понимаете, Светлана?

    Что касается революционеров, то вся наша жизнь — это постоянный революционный процесс: каждый человек, по сути своей, революционер; каждое мгновение человек, который не перестаёт думать, совершает в самом себе определённую революцию.

    Революция — это переворот в сознании. Революция — это неизбежность на пути развития человека. Этические нормы также подвержены постоянным революционным преобразованиям. НЕ революция — причина того, что льётся кровь и гибнут люди. Стремление к власти, стремление к богатству и славе — вот основная причина кровопролития. Революция здесь не при чём.

    Другое дело, что в наиболее острые моменты истории люди, которые стремятся к власти и богатству, перестают быть людьми. Такие люди просто сходят с ума от страха, что им не достанется власть, не достанется богатство. Именно эти люди и придумали, что революция невозможна без жертв. В том-то всё и дело, что истинная революция всегда обходится без жертв. И наоборот, когда есть жертвы, то это не революция — это разбой и бандитизм.

    Благодарю за отзыв и за Ваши размышления, Светлана 🙂

    [Ответить]

  3. Людмила Исаенко говорит:

    Каждый человек живёт по своим правилам и по своим этическим нормам поведения.Всё зависит от того,на каком уровне развития находится человек.Если этические нормы устаревают ,мешают расти и совершенствоваться,становятся преградой на пути развития человека,то эти нормы меняют,формируя новые,постоянно усовершенствуя их.Это и есть процесс развития каждого из нас,это переворот в нашем сознании,мышлении,взглядах и убеждениях на пути развития ,на пути формирования нового,более передового учения ,на основе которого формируются более прогрессивные правила и нормы нравственного поведения.

    [Ответить]

  4. Нина говорит:

    К сожалению,у нас в России так много проблем еще и потому,что государство принимает законы согласно одной этики…а само (то есть верхушка,правительство) живет по другой!Воровство даже в мелочах для простого гражданина — преступление,а вот брать взятки на миллионы долларов для чиновников — норма…их ЛИЧНАЯ этика это допускает!
    По вашей статье — должны быть проблемы…и они есть…в огромном количестве!!!
    И уже происходит искажение в воспитании детей — часто родители учат,что воровать у индивидуумов — это плохо,а вот урвать у государства (за то,что оно нас обворовывает…) — просто отлично!
    Так что,живя в социуме происходит противоречие «личных» и «социальных» этик…что множит и без того немалое количество проблем!

    [Ответить]

  5. Elena говорит:

    Нина, я согласна с Вами и поэтому я живу в США. а не в России и я не согласна с автором статьи, что «уехать из России в Канаду – то же самое, что из США в Мексику» В более развитой стране, другие этические нормы. вы можете быть недовольны неровно подстриженным газоном около вашего дома, но это сильно разница с чаном дерьма, который автор цитирует из «Джентельменов удачи» Автор этой статьи вряд ли ответит на Ваш комментарий. берегите себя и своих детей. Елена

    [Ответить]

  6. Уведомление: Основа долгожительства человека | Заметки на полях Михаила Лекса

  7. Анна говорит:

    Отличная статья! Много полезного для себя подчерпнула!
    Да и вообще, mleks.ru — очень хороший сайт!
    Спасибо Вам и хорошего всем настроения!

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Subscribe without commenting