Прошло десять лет, как Иван женился на Марьи. И всё вроде у них в порядке. Здоровые оба. Оба работают на одном заводе. Она в ОТК контролёром, а он заместителем начальника механического цеха.
Двое детей у них уже в школу ходят. Дочка в первый класс, а сын — уже в третий. И вот как-то раз…
— В школу нас, Ваня, вызывают, — сообщает Марья мужу. — Что-то там у сыночка нашего, не в порядке. Надо идти.
Ну, надо так надо. Делать нечего. Иван и Марья на следующий день в школу пошли.
Пришли они в школу и встретились с классным руководителем.
— У вашего сына, — говорит учительница, — очень серьёзные проблемы. На которые Вам, как родителям, стоит обратить очень серьёзное внимание.
— Ой, — испуганно сказала Марья.
— Какие ещё проблемы? — подозрительно глядя на учительницу, спросил Иван.
— Ваш сын грубый и невоспитанный мальчик, — сказала учительница. — В разговоре со своими одноклассниками он нередко использует ненормативную лексику. И это в его-то возрасте!
— Ужас какой, — сказала Марья.
— Мы с ним поговорим, — сказал Иван.
— Дело не в этом, — сказала учительница. — Я хочу, чтобы вы поняли причину, почему ваш сын так себя ведёт. А причина в вас. Вы, как его родители, скорее всего, подаёте ему плохой пример. Вы в курсе, что дети копируют поведение своих родителей?
— Копируют? — удивился Иван. — Зачем?
— А затем, — ответила учительница, — чтобы проявлять себя точно таким же образом, но уже в своей жизни, когда оказываются в схожих ситуациях.
— Этого не может быть, — сказал Иван. — Разве дети — копировальные машины, чтобы поведение родителей копировать.
— Да, — согласилась с мужем Марья, — вы здесь чего-то не того загнули, милочка.
— Да чего не того, — стала горячиться учительница. — Это же азы детского воспитания. Неужели впервые об этом слышите?
— Чего, серьёзно? — спросил Иван. — В самом деле что ли? Дети копируют поведение родителей?
— Серьёзней некуда, — ответила учительница. — Смотрят на вас внимательно и копируют.
— Не может быть, — стоял на своём Иван.
— Может, — настаивала на своём учительница.
— И что делать, чтобы они не копировали? — спросила Марья. — Как это исправить?
— Не надо ничего исправлять, — сказала учительница. — Это нормально, что дети копируют родителей. Таковы дети. С ними хоть что делай, а они всё равно будут копировать своих родителей.
— И какой у нас выход? — спросил Иван.
— А выход только один, — сказала учительница. — Перестать вести себя в присутствии детей безнравственно. Не ругайтесь в их присутствии. Не сквернословьте.
— Нет, нет, — уверенно прервал учительницу Иван. — Это всё не серьёзный разговор. Всё, что вы предлагаете, это невозможно.
— Почему невозможно? — не поняла учительница.
— Да потому что и мы когда-то были детьми, — ответил Иван. — А значит, и мы скопировали поведение своих родителей. И теперь в нас это уже настолько крепко сидит, что уже ничем не вышибить. Как мы можем не ругаться в присутствии своих детей, как мы можем не сквернословить и подавать им пример нравственности, когда ничего этого мы от своих родителей не видели? Ни мне, ни жене моей никто примеры нравственности не подавал. И я, конечно, не знаю, как это у Вас, но у нас с Марьей этого просто нет. Понимаете?
— Чего нет? — спросила учительница.
— А той самой нравственности и нет, примеры которой Вы хотите, чтобы мы подавали своим детям, — ответил Иван.
— Что же делать? — испуганно спросила учительница.
— Думайте, — строго ответил Иван. — Вы этому в институте учились, ну так, давайте, используйте полученные знания на практике. И кроме того, Вы же, наверное, и нравственная, и не сквернословите. Ну вот и будьте нашим детям примером. А нас увольте. В наших институтах нас нравственности не обучали. Можете даже диплом мой посмотреть, у меня такой дисциплины не было.
— А то иж, какие хитренькие, на нас всё решили свалить, — вставила свои три копейки Марья. — Вас, небось, в институте не тому учили, чтобы родителей вызывать в школу, да на них сваливать все свои проблемы.
— Какие проблемы? — не поняла учительница.
— А такие, — строго сказал Иван. — Что если Вам, как нравственному эталону, доверили детишек обучать и воспитывать, так будьте добры соответствовать. А всего вот этого, что мол родители виноваты и тому подобное, не надо.
— Но как же, ведь вы… — хотела было что-то сказать учительница, но Марья быстро осадила её.
— А Вы тогда на что? — серьёзно спросила Марья. — Вам тогда за что зарплату платят? А? Вы-то для чего такие все правильные и нравственные нужны? За наших детей ещё и с нас спрашивать?
— Это то же самое, как если сапожники будут только для себя сапоги шить, — сказал Иван.
— Вы хотите, чтобы это я отучила вашего сына сквернословить и драться? — спросила учительница.
— А кто ещё? — в один голос спросили Иван и Марья. — Это ведь Вы — учитель. Ну так и учите.
На этом их разговор с учительницей закончился. И Иван да Марья счастливые пошли домой.
Оба были в прекрасном настроении, потому что решили одну очень серьёзную проблему.
Как-никак, а дело касалось их сына. Здесь уже с самого раннего детства следует всё делать. как надо. Хорошо, что вовремя заметили проблему и сделали учительнице замечание.
А вот случись так, что не приди они в школу и что тогда? А тогда учительница вряд ли за ум взялась бы и кем бы тогда рос их любимый сыночек. Нет, что не говорите, а Иван и Марья считали себя очень хорошими, внимательными и заботливыми родителями.
— Я хоть институтов там разных педагогических не заканчивал, — говорил Иван Марье, — но тоже, кое что в этом деле смыслю.
КОНЕЦ.
Послушать рассказ в авторском исполнении можно на моём канале Яндекс Дзен: «Как стать счастливым?» Там же можно оставить комментарий и задать вопросы.
Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов.
С уважением, Михаил Лекс ©