Все родители, обожающие своих детей, хотят, а я в этом уверен, чтобы их дети были счастливы. И родители понимают, что для этого их детям необходимо учиться, чтобы им быть счастливыми. Учиться нужно очень и очень многому. Ребёнку необходимо понять, что из себя представляет этот мир, что представляет из себя он сам в этом мире, а для этого ему необходимо много знать и многое уметь. Задача ребёнка — стать взрослым, стать полноценной, гармонично развитой личностью.
Речь не идёт о том, чтобы познать всё, нет. Всё познать невозможно. Речь идёт о необходимом знании, о том знании, которое позволит чувствовать себя в этом мире уверенно, о том знании, которое позволит ребёнку стать уверенным в себе человеком.
Парадокс заключается в том, что никто точно не скажет, какое именно это знание, что именно включает в себя это знание. Оказывается, что для каждого человека существует своё, только ему одному необходимое знание. А вот теперь переходим к главному, к тому, как помочь ребёнку понять, какое именно знание ему нужно, какое именно знание он должен считать своим, необходимым для него.
Давайте вместе поразмышляем о том, как учить детей, как вообще учить кого-либо. Главное, что необходимо понять, что ни в коем случае нельзя заставлять учиться. Человека вообще нельзя заставлять что-то делать. Человек — не собака. Это собаку можно заставить делать что-то, человека заставить невозможно. Ребёнок — не исключение. Ребёнок — он тот же человек. Ребёнок — не собака, не кошка.
Заставлять — значит подвергать насилию. Я думаю, все это уже понимают. Дети, которых родители отдают в школы, которые после школы идут учиться дальше, которые идут работать, они везде — и в школе, и в институте, и на работе, — везде подвергаются насилию. Их там заставляют. Их заставляют учиться, а после — их заставляют работать.
Но если не заставлять ребёнка учиться, то как, каким образом добиться того, чтобы он получил необходимые для себя знания?
Знаете, что хорошо в наших школах, в наших институтах и так далее? В них есть выбор. Во всех этих заведениях существует огромный выбор знаний, широкий, если так можно выразиться, ассортимент знаний. Это как в магазине. Ведь, согласитесь, хорошо, когда есть выбор, когда товары представлены в широком ассортименте. Это замечательно.
Но широкий ассортимент ни в коем случае не подразумевает, что нам из него необходимо всё. Даже из очень широкого ассортимента нам нужно не так уж много. Мы приходим в супермаркет, где нам предлагается тысячи наименований товаров, но мы же не берём всё. Мы берём несколько, два или три товара, ну десять, и этим ограничиваемся. И нет никакого насилия. И всё, что мы взяли, всё пойдёт на пользу, от всего будет толк.
Вот точно так же необходимо поступать и с теми знаниями, которые предлагаются ребёнку в широком ассортименте. И брать всё из предлагаемого ни в коем случае нельзя, можно подавиться. Но дети берут всё и… давятся, а родители этого не замечают. Родители и учителя заставляют детей брать всё, не замечая при этом, что всё не усваивается. И оценка, которую получает ребёнок в школе, вовсе не гарантирует того, что знание усвоено. Оценки в школах вообще ничего не гарантируют и не показывают. Во всяком случае, оценки, которые получают дети в школах или в институтах, не показывают их истинные знания.
Оценки в школах — это очень жестокая и глупая игра, которую придумали психически ненормальные люди. Оценки в школах придумали те, кого и близко нельзя подпускать к системе образования, а тем более к детям. Ставить оценки в школах или в других учебных заведениях — значит совершать преступление перед обучением. Оценка — это самый изощрённый инструмент насилия над человеком. Всё, на что способна оценка, не важно какая, не важно хорошая или плохая, всё, на что она способна, так это превратить ребёнка в психотика. В девяносто процентах заболеваний детей причиной заболевания является оценка. Ещё раз повторю, не важно, какая это оценка.
В одной статье я не смогу рассказать все свои мысли об обучении и о воспитании человека, сейчас я хочу, чтобы было понятно главное, о чём я хотел сказать здесь. Ни в коем случае не стоит оценивать своих детей и не судить их по тем оценкам, что им ставят в школах. В школах сегодня работают люди, ничего не смыслящие в том, как надо учить. Но их винить нельзя. Они есть следствие той глупой системы образования, что царит сейчас не только в нашей стране, но и во всём мире.
Будем мудрыми, как лисы, и безобидными, как голуби. Не будем идти против системы. Эту систему так просто не сломаешь. Нужно запастись терпением. Пройдёт ещё пять, ну максимум шесть тысяч лет, и человечество поймёт свои ошибки в системе обучения. Сейчас лишь нам необходимо понять, что ребёнок хочет, очень хочет, чтобы его родители НЕ сердились на него. А родители, как правило, сердятся на ребёнка, если он получает плохую оценку. Вот что опасно. Вот что калечит детей и превращает их в нервных, озлобленных и грубых.
Ребёнок — НЕ плохой, но он в растерянности. И его можно понять. Глупость этого мира тяжелее всего воспринимают в первую очередь дети. С годами, становясь взрослее, человек учится подстраиваться под весь этот маразм, но… увы, уже слишком поздно. Человек научился ненавидеть. А ненавидеть его научило то насилие, какое над ним совершалось в детстве, особенно во время его обучения, когда его заставляли учиться, когда от него ожидали хороших оценок.
Зачем, скажите, родителям нужно, чтобы их ребёнок учился на хорошие оценки? Похвастаться перед знакомыми? Или кто-то ещё наивно полагает, что красный диплом даёт хоть какую-то гарантию успеха в жизни? Уверен, что никакой гарантии в успехе дипломы отличников не дают, как не дают их золотые медали и прочие атрибуты этой порочной системы образования.
Что гарантирует успех? Успех гарантирует истинное знание. А оно никак НЕ может быть оценено.
Но я ещё раз повторюсь, сказав, что ни в коем случае не стоит бороться с системой. Пусть дети продолжают учиться в школе (кроме тех, разумеется, для кого родители выбрали другое обучение), и если захотят, и в институте, и так далее… Главное, будучи родителями, не будем требовать от своих детей хороших оценок, не будем ждать от своих детей никаких оценок вообще. Не будем заставлять своих детей учиться. Ни в коем случае не будем заставлять их учиться. Если мы хотим, чтобы наши дети чему-то научились — не будем заставлять их учиться.
Но если не заставлять ребёнка учиться, то как, каким образом добиться того, чтобы он получил необходимые для себя знания?
ВДОХНОВЛЯТЬ… Вдохновлять — вот единственный способ добиться чего-либо. Вдохновлять, а не заставлять. Давайте вдохновим своего ребёнка на то, чтоб он учился.
Знаете, что такое вдохновение? Умеете Вы вдохновлять? Нет? Даже не знаю, как и быть-то с Вами? Ну что же, в другой раз поразмышляем с Вами о вдохновении. (Продолжение о том, как вдохновлять, читайте здесь: http://mleks.ru/chelovek/vdoxnovlenie.html)
Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, Михаил Лекс © 2012
Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)
Михаил, скажите, а у вас у самого есть сейчас маленькие дети, которых вы не ругаете за плохие оценки, а вдохновляете.
Спасибо.
Михаил Лекс говорит:
Март 4th, 2012 в 18:23
Всё, что я пишу, это лишь моё мнение, мои размышления, мой личный опыт.
Юлия говорит:
Сентябрь 25th, 2012 в 16:24
У меня есть. И я вижу, сколько души вкладывают маленькие человечки (начальная школа) в учебу и как ищут повод придраться к «непокорным» школьные «педагоги». Как постепенно дети теряют интерес не только к школе — к жизни вообще. Во многом — благодаря школьному произволу и формальному отношению родителей. Стресс накапливается. Поинтересуйтесь процентом детских самоубийств в любом российском городе. А если копнуть глубже?
Михаил, скажите, а Вы смыслите как надо учить, какой должна быть система? У Вас есть свое видение системы обучения?
Михаил Лекс говорит:
Март 5th, 2012 в 06:13
Да, у меня есть своё видение того, как нужно обучать и обучаться, и чему именно. Ответ в этой статье, под которой Вы оставили комментарий и в других статьях, на которые ведут синие ссылки в самой статье. 🙂
А также половина статей этого сайта посвящён вопросу, что есть человек, и что ему необходимо для его развития.
Подробнее, если Вас это действительно интересует, я могу Вам ответить в личной переписке, Елена.
Золотые слова!!! Может действительно в этом и есть секрет успеха в жизни, когда не отличники в жизни добиваются намного большего и даже порой становятся гениями.
Вдохновлять собственным примером! Хороший ответ,только не в подростковом возрасте,когда дети все делают наоборот, в протест родителям!
Истинное знание ребенка,что он- Гений, создают его успешность. Все Гении всю жизнь доказывают всем,что они ГЕНИИ, » мечут бисер перед свиньями». Для таких людей главное Признание своего Гения, по-моему, всю жизнь доказывать свою гениальность—это тяжелый труд.Каждому свое,но в моей жизни все двоечники стали успешными в жизни людьми!
Михаил Лекс говорит:
Апрель 28th, 2012 в 07:58
Гений не стремится к признанию. К признанию стремится посредственность. Благодарю за комментарии и за то, что поделились своими размышлениями, Янка 🙂
Оксана говорит:
Сентябрь 14th, 2012 в 03:08
«Каждому — свое» — надпись на воротах Освенцима. Сами подумайте, что оценка как таковая есть субъективное мнение. Вообще, похоже на то, что цивилизация просто губит людей — больше требований, стрессов, а мышление стереотипами чего стоит! Но обман — путь в никуда. Как когда-то были обмануты и завезены в концлагеря несчастные. Я не говорю здесь о «святой» лжи, во спасение чего-то добродетельного.
Юлия говорит:
Сентябрь 25th, 2012 в 16:26
И именно посредственность старается, чтобы их дети дословно выполняли их указания. Но учит лишь пример.
Вот Вам, Яна, когда-нибудь приходилось узнавать знакомые интонации в голосе собственного ребенка? А его поступки Вам ничего не напоминают?
Здравствуйте Михаил. Впервую очередь разрешите выразить Вам свое уважение и почтение. рад знакомству, хоть и виртуально. Огромное Спасибо Вам уважаемый за данный сайт, я незнаком с вашим трудами в качестве писателя, я вообще случайно зашел на этот сайт. Так вот, хотел бы спросить. Про счастье детей и желание родителей сделать своих чад счастливыми.
Мы растем с нашими детьми в разное время. Мы далеки от них. Наши дети будут жить в другое время, в то время, когда мы будем в преклонном возрасте, а кого- то и вообще не будет. Пробежавшись по тексту я надесюсь вы поняли меня, что я имел ввиду — далеки от них, то бишь есть вероятность предположить ч будет абсолютно другое время, абсолютно другой уклад жизни, абсолютно другая ситуация в мире, если вообще будет (ох уж этот календарь Майя). Так вот, мне кажется что родители, желая счастья своему ребенку, желают ему счастье в своем понимании. Не того идеального смысла счастья как его можно было бы представить и применить к каждому ребенку, а счастья чисто в своем представлении.
Школа. Да, базовые знания полученые в школе абсолютно важны — это факт. С данны знаниями ребенок со временем становится полноправным членом общества. В процессе обучения он оперирует получаемыми знаниями со сверствниками и становится ячейкой, после окончания школы он становится понимаемым и понимаемым обществом.
Высшее образование. Что пригодится ребенку через 7-10 лет? Реально ответить на это? Реально точно определить в какое направление отправить своего ребенка? Финансы, менеджмент, банковское дело — нужны ли будут через 10 лет белые воротнички? Прошу учесть, что я рассматриваю тот вариант, чтобы ребенок сам добивался признания и определнного положения в обществе самостоятельно. Что будет потом? Да, сейчас вышеуказанные профессии (договоримся сразу, что выбранные специальность абсолютно случайны) котируются на рынке труда и позволяют человеку, занимающиеся данным делом добиваться отличных результатов, а именно зарабатывать деньги на жизнь, ведь вокруг этого и идет вся наша жизнь, жизнь нашего поколения. Ну кто, скажите кто хочет чтобы его ребенок в будущем занимавшая делом которое приносит ему духовное равновесия и т.д и т.п. ( как тяжело ставить эти занки препинания на этом долбанном айпаде, кстати я не уверен еще что сообщение отправиться). Так вот. Какого счастья мы хотим ребенку? Мне кажется мы хотим им счастья чисто в моем понимании. А насколько применимо наше понимание счастье к нашим детям? Мы незнаем в каком времени будут жить наши дети — это факт. Лично я неоднократно слышал фразу от родителей — вот кто бы мог подуматьчто так поменяется жизнь! Как мы воспитывать своих детей! Аяяй!
Михаил Лекс говорит:
Май 10th, 2012 в 15:07
Когда кто-то желает счастья кому-то, задумывается ли он о том, а что такое счастье в понимании того, кому он его желает? Когда родители желают счастья своим детям, они разве интересуются у своих детей, что именно те считают своим счастьем?
Юлия говорит:
Сентябрь 25th, 2012 в 16:29
Точно. Большинство тупо навязывают «свое» счастье своим детям — «я лучше знаю, что тебе нужно».
А потом удивляются результату.
Простите, наверное я не поняла товарища из Казахстана — ведь духовное развитие определяет материальное благо, не так ли? (Часто бездушные и преступники владеют почти всем миром, но для этого они наделены неким криминальным талантом, где некоторые пласты, как совесть, например, стираются на время)))
Кстати, Михаил прав, что часто родители не задаются вопросом о счастье ребенка, как когда-то из-за подобного конфуза мне не дали поступать на психологический факультет в МГУ в Москве, хотя преподаватель в приемной комиссии сказал, что я бы у них поступила…Но через пятнадцать лет я закончила Педуниверситет по данному профилю. Я принципиальная)))
Михаил, как всё верно вы написали. Даже нечего возразить. Точно перекликается с моими мыслями. 🙂
Согласна с Михаилом. Современная школа — в большинстве случаев — «чистое зло», слишком успешно уничтожающее личность и убивающее детство. Доминирующие принципы — откровенное хамство (или честнее сказать — неприкрытый садизм) педагогов, поощряемая подлость управляемых учеников, любой ценой уравнивание «как все»; добавлю еще — действия исподтишка, узаконенное насилие и подмена понятий… В общем — полная противоположность конвенции о правах человека.
И при этом — «обязательное ежедневное посещение уроков», где по надуманному поводу проводятся прилюдные психологические экзекуции — под маской «уроков».
При этом — полное неприятие педсоставом попыток перевести ребенка на домашнее обучения. Дабы не давать повода сохранить чувство собственного достоинства.
Дрессируемое стадо, с качественно поставленными методами психологического насилия…
Все остальное — лишь слова.
Спасибо, Михаил за статью! не далее, как сегодня проверяли дом. задание ст.сына , (ему 15 лет), который возмущен тем, что мы его контролируем…и в тот момент я засомневалась в правоте наших действий…жду ваших рекомендаций, как ВДОХНОВЛЯТЬ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ НАС ЛЮДЕЙ!
Юлия говорит:
Сентябрь 27th, 2012 в 16:08
Наталья, контролируете домашние задания сына в 15 лет ??!!
Это, по меньшей мере, унизительно. И непродуктивно. Жизнь — качели. Чем больше прилагаете сил к учебе сына Вы — тем меньше — он сам. Лишь запретный плод — сладок. Может, быть стоит «отпустить вожжи»?
Объясните сыну — ведь у него есть сильные стороны — что он — самый лучший ДЛЯ ВАС и Вы ВСЕГДА будете его любить, независимо от его оценок. НО ! — Вас расстраивает то-то и то-то… Просто ПОГОВОРИТЕ на равных. И ВСЕГДА радуйтесь даже самым небольшим успехам — тем, что он САМ захочет поделиться с Вами. Поверьте, это его вдохновит :). И Вы будете очень удивлены начавшими происходить изменениями, если останетесь последовательны.
Неужели — ради оценок чужих людей — стоит губить уникальность собственного ребенка?
Наташа говорит:
Сентябрь 27th, 2012 в 19:53
Спасибо, Юля!
Михаил Лекс говорит:
Сентябрь 28th, 2012 в 19:26
Напишу об этом статью! Следите за новостями, Наташа 🙂
Михаил Лекс говорит:
Октябрь 4th, 2012 в 22:02
Новую статью о вдохновении я опубликовал здесь: http://mleks.ru/chelovek/vdoxnovlenie.html
Если будут вопросы, я на них отвечу, не сомневайтесь, Наташа.
Заставляя ребёнка что-либо делать,учиться ли,быть ответственным ,обязательным,дисциплинированным,мы всегда будем получать обратный результат.Всё будет с точностью наоборот.Согласна с Вами,Миша,что не нужно заставлять,ведь насилие всегда вызывает ответную агрессию,злобу и неповиновение,только собственным примером мы можем вдохновить нашего ребёнка добиться чего-либо.Только будучи самому ответственным,дисциплинированным,обязательным,самостоятельным и т.д.мы сможем что-то изменить в своём ребёнке,ведь он -наша копия ,наше зеркальное отражению,но мы,почему-то ,не хотим этого замечать…,а жаль….Вот и получаем то,чем сами наполнены,что сами собой представляем.
И чем же она гениальна? Тем, что автор сам ее так назвал? Дважды повторенное «не нужно бороться с системой» странновато звучит в устах человека, который говорит о воспитании «гармонически развитой личности». Для гармонически развитой личности стремление гармонизировать окружающий мир — определяюще. Современная школа, и шире — система образования,этому не способствует. Даже альтернативные подходы и методики (коих множество) — уже есть пассивный, но протест!! Остальное — набор банальностей, сопровождаемый грамматическими ошибками. Минимум квалификации и опыта, максимум амбиций
Михаил Лекс говорит:
Август 28th, 2014 в 02:23
Здравствуйте. Статья гениальная хотя бы тем, что её написал я, а я — гений, стало быть и статья моя гениальная. Мои статьи — все гениальные.
Другое дело, что именно этой статье я решил дать название гениальное. Почему? Потому что посчитал, что такое название к ней более всего подходит. Вы не поняли статью и Вам не понравилось название, потому что Вы, прочитав статью, не нашли её гениальной? Понимаю Вас. Это потому, что Вы не так, как я, понимаете слово «гениальная».
Но все люди разные и все люди по-разному смотрят на очень и очень многое, а не только на определение понятия гениальности человека, или гениальности его творчества.
А насчёт набора банальностей — это Вы зря. В общем целом, всё, сказанное мною в этой статье, оригинально, своеобразно, индивидуально, ново и… и так далее. Нет и намёка на банальность.
Моё творчество — это свежий воздух. Читать мои статьи, мои сказки, мои повести и романы — это как выйти из затхлой комнаты на улицу и вдохнуть свежего воздуха полной грудью. А вот то, что сказали Вы о свойствах гармонически развитой личности, я слышал очень и очень много раз от очень и очень многих, кто не согласен с этим; для меня — это затхлое и душное помещение и именно поэтому я и написал свою гениальную статью.
Я пишу гениальные вещи, потому что хочу дышать свежим воздухом. Понимаете? Устал я от духоты. А Вы? Неужели Вы не устали?
Придумайте что-нибудь своё, что-нибудь оригинальное, не банальное, как это сделал я. И Вы поймёте меня. И не бойтесь грамматических ошибок. Внимательные читатели обратят Ваше внимание на Ваши ошибки и Вы их исправите.
Не стесняйтесь быть самим собой, не стесняйтесь быть таким, какой Вы есть, и воплощать в реальность свои идеи.