Обиженные люди или Кого обидеть невозможно

многим обиженным людям трудно прощать тех, кто стал причиной их обиды; ведь если они простят, то перестанут быть обиженными людьми, а значит и перестанут испытывать гнев и жалость, а значит, и прощай то удовольствие, какое они испытывали, переживая эти, хоть и негативные, но сильные эмоцииОбида — это и гнев и жалость вместе. Гнев по отношению к обидчику и жалость к себе. И гнев и жалость относятся хоть и к негативным, но к сильным эмоциям. А к сильным эмоциям легко пристраститься, на сильные эмоции легко подсесть. Сильные эмоции, как негативные так и позитивные, очень часто становятся своеобразным наркотическим веществом. И очень многие люди, как на наркотик, подсаживаются на сильные эмоции, в том числе на гнев и жалость. Вот почему очень многим обиженным людям так трудно прощать тех, кто стал причиной их обиды; ведь если они простят, то перестанут быть обиженными людьми, а значит и перестанут испытывать гнев и жалость, а значит, и прощай то удовольствие, какое они испытывали, переживая эти, хоть и негативные, но сильные эмоции.

Обиженные люди, как правило, без какого-либо исключения, злые. Доброта несовместима ни с жалостью, ни с гневом. Обратите на это внимание, позже мы к этому ещё вернёмся.

Казалось бы, ну что плохого в том, чтобы быть всегда обиженным? Плохо то, что обида мешает творческому развитию человека. Уметь (иметь способность) прощать значительнее умения (способности) раскаиваться.

Почему? Наверное, потому что понять, что такое раскаяние, легче, чем понять, что такое прощение. Раскаиваться — это значит сожалеть о совершённом поступке, считая его в той или иной степени деструктивным и осознавая его негативные последствия. Также можно раскаиваться и по поводу своего образа жизни, сожалея, например, об упущенных возможностях или о приобретенных негативных качеств характера, когда становишься жадным, злым, завистливым и так далее. Можно раскаиваться и в совершении зла по отношению к кому-то. И так далее. Примеров раскаяния человека можно привести очень много. Раскаяние — это не что-то непонятное. Здесь всё предельно ясно и понятно.

Степень раскаяния ( сожаления) может быть и слабой, если негативные последствия совершённого поступка или образа жизни незначительны, и наоборот, сожаление может быть и очень, очень большим, если их результатом стало большое зло или большая беда.

Вернёмся к обиде и сравним её с раскаянием. Уже было сказано, что обида — это и гнев, и жалость вместе взятые. А раскаяние — это, как правило, сильное сожаление. Есть ли здесь что-то общее? Общее у обиды и раскаяния — гнев и жалость. Другое дело, что в раскаянии обе эти эмоции испытываются человеком по отношению к себе лично. Когда человек совершает деструктивный поступок и осознаёт его деструктивность и сожалеет об этом, то он испытывает по отношению к себе и гнев, и жалость. Попеременно человек то ненавидит себя, то жалеет.

Обратите внимание, что я использовал сейчас слово «ненавидеть». Для меня, испытывать по отношению к кому-то гнев можно только в том случае, если кого-то ненавидишь; в том числе и себя.

Подавляющее большинство людей уверены, что противоположностью любви является ненависть. И словари антонимов это подтверждают. Всё дело в определениях, которые дают и словари, и люди словам «любовь» и «ненависть». Если любовь понимать только как «чувство глубокой привязанности к кому-либо» и «преданность кому-либо», а ненависть понимать только как «чувство сильнейшей неприязни», «вражды к чему-либо, кому-либо», тогда, конечно, любовь будет восприниматься как противоположность ненависти.

Но разве любовь — это только глубокая привязанность и преданность к кому-либо? Любовь — это, в первую очередь, отношение между людьми, а уже чувства и эмоции, какие испытываются при этом человеком, — это уже дело второе. Но, увы, большинство людей ставит на первое место именно свои эмоции, а об отношениях вообще не задумывается, полагая, наверное, что эмоции и станут залогом необходимых отношений, и не понимая того, что глубокую привязанность и преданность к кому-либо, можно испытывать не только в любви.

Вернёмся снова к обиде. Я НЕ говорю, что в любви не может быть преданности и привязанности, я говорю, что только этого для любви недостаточно. И те, кто с этим не согласен, кто любовь понимает исключительно только как преданность и привязанность, и на этом своём понимании строят отношения с другими людьми и называют эти отношения любовью, очень скоро начинают разочаровываться в своих отношениях и чувствах и… очень сильно раскаиваться, то есть очень сильно сожалеть о содеянном, обращая гнев на себя и на всех, кто хоть как-то принимал участие в построении этих, сомнительных во всех смыслах, отношений.

Обиженные люди, как правило, без какого-либо исключения, злые, потому что доброта несовместима ни с жалостью ни с гневом. Обида — это очень разрушительное чувство, потому что вмещает в себя две противоположности: ненависть и жалость.

Антонимом слова «ненависть», то есть, противоположным ему по смыслу словом, является не любовь, как ошибочно полагают многие, а жалость. И если уж говорить о том, что между противоположностями один шаг, то более всего под это подходят именно ненависть и жалость. От ненависти до жалости — один шаг, а не от ненависти до любви, как ошибочно полагают некоторые. И это ошибочное понимание зачастую приводит к трагическим последствиям, когда человек, испытывая по отношению к кому-то ненависть, делает шаг и начинает испытывать к этому же человеку жалость и думает, что это любовь. А есть и такие, кто изначально испытывая к кому-то жалость, без какой-либо предварительной ненависти, ошибочно думает, что это любовь.

Кто может путать любовь и жалость? Кто может легко переходить из ненависти к жалости? Ответ один — обиженные люди. Кстати, от жалости к ненависти точно так же, как и от ненависти к жалости, один шаг. И если результатом отношений между людьми, которые они называли любовью, становится ненависть — значит до этого между ними была не любовь, а отношения, основанные на жалости. Неудачи в любви — удел обиженных людей. Но есть ли такие, кого обидеть невозможно? Есть.

Обидеть невозможно того, кто умеет прощать.

Теперь о том, что значит простить, что значит прощение. Прощение — это снисходительное отношение к тому, кто умышленно или неумышленно причиняет тебе вред. Уметь прощать — это значит быть способным оставаться равнодушным по отношению к тому, кто наносит тебе вред, кто причиняет тебе зло. И здесь важно не путать равнодушие по отношению к злу и к причине этого зла с бездействием по отношению к злу и к причине зла.

Быть равнодушным к злу — не значит не замечать зло и не реагировать на него необходимым образом. Быть равнодушным к злу — это значит не испытывать по отношению к злу никаких эмоций, ни ненависти, ни жалости. Да-да, и жалости в том числе, потому что жалость — это чувство, как и ненависть, можно испытывать только в отношении зла. Добро в жалости не нуждается.

И мы подошли к главному. Кого же нельзя обидеть? Получается, что обидеть нельзя доброго человека. Кто такой — добрый человек? Добрый человек — человек, который умеет прощать.

Уже ранее говорил, что доброта несовместима ни с ненавистью (гневом), ни с жалостью. Доброта вообще находится вне отрезка, с одной стороны ограниченного ненавистью, а с другой — жалостью. А это значит, что доброте несвойственна ревность, мстительность, зависть, лицемерие и многое другое, что существует на этом отрезке, в том числе и страсть.

Доброта — это, в первую очередь, терпимость к людям, основанная на понимании того, что все люди разные и каждый человек, без исключения, велик и гениален в своей способности порождать идеи и воплощать их в реальность, терпимость как по отношению к самим людям, так и к их идеям, к мечтам, к их целям. Быть добрым человеком — это значит с пониманием и терпением относится к тому, что все люди разные, и те идеи, которые все люди порождают и воплощают в реальность, тоже разные.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, Михаил Лекс © 2014

Подпишитесь и получайте новые статьи на e-mail: Ссылка на Подписку (По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)
a href=»http://mleks.com/lyubov/lyubov-o-kotoroj-vse-mechtayut.html»

Понравилось? - Поделись в социальных сетях 🙂

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Запись опубликована в рубрике Взаимоотношения, Человек с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

15 комментариев на «Обиженные люди или Кого обидеть невозможно»

  1. Анастасия говорит:

    Здравствуйте, Михаил.
    Прочитала Вашу статью. Вы пишите, что раскаяние — это сильное сожаление. Я бы добавила к пониманию этого феномена один существенный момент. Раскаяние, как сильное сожаление невозможно без ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с другим человеком, в отношении которого ты совершил несправедливый (отвратительный, низкий, омерзительный или др.) поступок. И вот какое это взаимодействие?…

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Анастасия. Вы пишите: «Раскаяние, как сильное сожаление невозможно без ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с другим человеком, …». А я считаю, что ВОЗМОЖНО! Например, если этого человека уже нет в живых или встреча с ним невозможно, так как этот человек из далёкого прошлого.

    Анастасия говорит:

    Хорошо, Михаил, Вы смоделировали ситуацию, когда взаимодействие невозможно. А теперь смоделируйте ситуацию, когда оно возможно. Что в этом случае должен сделать человек, если он вдруг внезапно осознал, что был неправ в отношении другого? Осознал, что поступил с ним не только несправедливо, но понял, какую боль причинил ему?

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Анастасия. Я пишу статьи на темы, которые мне интересны. Предложенная Вами тема мне не интересна, а кроме того она уводит в сторону от темы, которую я рассматривал.

    И подумайте ещё над тем, что можно осознавать свою неправоту по отношению к кому-то, понимать, что причинил кому-то боль, но не испытывать при этом раскаяния. Но, в любом случае, моя статья не об этом.

    Анастасия говорит:

    Михаил. спасибо за ответ. Мои размышления действительно выходят за рамки статьи. поэтому прошу меня извинить.

    Анастасия говорит:

    Вот и не обязательно! Можно и в отношении себя совершить низкий или отвратительный поступок. И испытывать глубокое раскаяние и сожаление. Почему нет? Я сегодняшний, например, может быть совсем другим человеком, чем я вчерашний.

    Анастасия Самарина говорит:

    «Вот и не обязательно!…»
    Вы обрадовались тому, что нашли выход? Станете размышлять о себе вчерашнем и себе сегодняшнем и т.д. и т.п. и прочих высших материях…
    И просить прощение за свои низкие и отвратительные поступки перед тем, кем виноваты не будете?
    Ну что ж, радуйтесь!

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Анастасия. Что не обязательно?
    Просить прощения надо не у всех подряд, а только у тех, кого Вы обидели и перед кем Вы виноваты. Зачем просить прощения у тех, кому Вы не сделали ничего плохого? Например, некоторые люди часто просят прощения у бога, за свои мерзкие поступки. Почему у бога? Почему не у тех, против кого эти поступки были совершены? Человек обманывает, крадёт, обижает и при этом просит прощения не у тех, кого обманул, у кого украл и кого обидел, а у бога. Прости, говорит, Господи, за грехи мои. А Господь-то здесь при чём? И что получается в результате? Господь-то простил, а обиженные, обманутые и обкраденные? Они как же? А никак! Плевать негодяю, вору и обманщику на тех, кого он обидел, обманул и обокрал, ведь бог, в которого обманщик верит, его простил. По-моему, просить прощение у бога — это лицемерие высшего уровня.

    Анастасия Самарина говорит:

    Здравствуйте, Михаил! Очень поддерживаю! Легче всего попросить прощение у Бога. А вот вступить во взаимодействие с тем, кому сделал плохо, духу не хватает. Даже осознать содеянное не получается, зато получается забывать и оправдывать себя. И дело не в том, чтобы посыпать себе голову пеплом, а в примирении и добром отношении. «Мы любим людей за то добро, которое им творим и ненавидим за то зло, которое им причиняем» Л.Толстой.

    А далее наступает следующий этап — когда доброта в некоторых случаях воспринимается как слабость. Но это уже другая история…

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Анастасия. Что значит Ваше «Вот и не обязательно»? Вы хотите сказать, что есть такие отвратительные поступки, совершая которые, человек тем самым не вредит себе? Так что ли?
    .
    По-моему, любой отвратительный поступок отвратителен в первую очередь по отношению к тому, кто совершает отвратительный поступок. И не важно, на кого направлено отвратительное действие. И совершая отвратительный поступок, направленный не важно на кого, человек тем самым наносит вред в первую очередь себе. Тот, на КОГО направлен отвратительный поступок, может и не заметить его или отнестись к нему равнодушно, а вот тот, КТО совершает отвратительный поступок, избежать на себе негативных его последствий не сможет.

  2. Счастье говорит:

    Спасибо за полезную и интересную статью!

  3. Елена Шарапова говорит:

    Спасибо за пояснения!К сожалению,многие люди не понимают этого.Многие люди говорят -жалость-это унижение.Правда ли?

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Елена. Испытывать жалость к тому, кто вызывает жалость — это естественно, для психически нормального человека. Жалость — это и не хорошо, и не плохо. Жалость — это всего-навсего эмоция (чувство). Но все люди разные и причины одних и те же эмоций у людей разные. И то, что вызывает жалость у одних, у других может вызывать ненависть или равнодушие. Как правило, в основе жалости к кому-то лежит чья-то беспомощность. Но и беспомощность разные люди понимают и видят по-разному. Я думаю, что жалость — это некий бессознательный предохранитель от жестокости по отношению к беспомощному. Но некоторые люди используют этот предохранитель в корыстных целях, специально прикидываясь беспомощными, чтобы вызвать жалость.

  4. Error говорит:

    Разумного человека невозможно обидеть; обижаешься ровно на столько, на сколько чувства превосходят разум. Франтишек Крышка

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, На обиженных воду возят — Русская поговорка.

Обсуждение закрыто.