Что такое думать? Что значит, когда говорят, «надо подумать» или «подумай, прежде чем что-то сделать»?
Думать — это значит разговаривать, то есть, общаться с помощью слов. И когда говорят, что человек не думает, или не хочет думать, или не умеет думать — это значит, что человек не разговаривает, не умеет разговаривать, или не хочет разговаривать. Например, животные или растения, они не думают по той причине, что не умеют разговаривать, не умеют общаться с помощью слов. И странно слышать, когда кто-то говорит «собака думает» или «рыба думает».
Мысль — это всегда какое-то слово, смысл которого понятен. Нет слова, смысл которого понятен, — нет и мысли на эту тему. И если в словарном запасе человека есть хоть одно слово, смысл которого ему ясен, значит он уже способен думать. Чем больше слов в словарном запасе человека, смысл которых ему ясен, тем больше в нём мыслей и тем в большей степени он способен разговаривать (общаться), тем в большей степени он способен думать.
Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен.
В отличии от животного человека можно научить разговаривать. Человека можно не просто научить произносить слова, но и сделать так, чтобы смысл, произносимых им слов, был ему понятен. Человека можно научить думать. Некоторые животные, в лучшем случае, могут научиться произносить слова, не понимая его смысл. Но! Произносить слова и разговаривать — это разные вещи. Попугая можно научить произносить слова, но невозможно научить смыслу слова. Животное научить думать невозможно.
Что значит разговаривать? Разговаривать — это значит сообщать что-то, давать совет, получать совет, задавать вопросы и получать на них ответы. Интересный разговор — это интересные сообщения, полезные советы, интересные вопросы и интересные ответы.
Думать можно самостоятельно и не самостоятельно, а с чьей-то помощью. Думать самостоятельно — это значит разговаривать с самим собой. Например, человеку советуют думать, прежде чем что-то сказать, чтобы не оказаться в глупом положении и это будет именно разговор человека с самим собой, то есть, человек мысленно проговорит сам себе то, что хотел сказать вслух всем и поймёт, насколько верно или нет его высказывание и насколько оно уместно. Разговаривать с самим собой — это значит сообщать что-то самому себе, самому себе давать совет, задавать самому себе вопросы и самому же на них отвечать. Учиться думать самостоятельно — это значит учиться разговаривать с самим собой, учиться давать самому себе советы, сообщать самому себе что-то, учиться задавать самому себе вопросы и давать самому себе на них ответы.
Думать, разговаривая с кем-то, тоже можно, но это уже несамостоятельное думание. Несамостоятельное думание — это разговор с кем-то, но только здесь уже сообщения, советы, вопросы и ответы даются не одним и тем же человеком, а разными людьми, и, если один спрашивает, то отвечает обязательно кто-то другой.
С чего начинать учиться думать? Начните с увеличения своего словарного запаса. И я ещё раз повторю, что способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен. Словарный запас — это не количество слов, которые Вы слышали и способны произнести, а это те слова, значение которых Вы понимаете.
Очень многие способны произнести такие слова, как вера, надежда и любовь, но мало кто может сходу, не заглядывая в словарь, дать этим словам их определение. И это при том, что у одного и того же слова могут быть несколько значений. Если Вы не можете сказать, что значит то или иное слово, то Вы не знаете этого слова, даже если очень часто его употребляете. Или, может, и так быть, что Вы знаете только одно определение слова, в то время, как у него его несколько. Например, такое слово, как «чувство». Есть чувство, как способность воспринимать действительность, такое, например, как зрение. А есть чувство, как черта характера, каким является хорошее чувство юмора. И там, и там — чувство. А когда Вы испытываете страх? Разве тогда Вы не вправе сказать, что испытываете чувство страха? Вот Вам три значения одного и того же слова: чувство — как эмоция, чувство — как способность воспринимать действительность, и чувство — как черта характера.
А многие ли способны дать определение такому, например, слову, как «природа»? И это при том, что это слово очень часто употребляется многими и мы часто слышим это слово по радио, по телевизору, читаем это слово в книгах. Казалось бы, простое слово — «природа». Чего здесь сложного? А попробуйте-ка прямо сейчас, не заглядывая в словарь, дать определение тому, что такое природа. Не уверен, что у каждого это получится. И как тогда понимать Ваши слова о том, что «Вы любите природу», если самого значения этого слова Вы не знаете? И что тогда, по-Вашему, значит «охранять природу», если Вы понятия не имеете, что такое природа? Что именно Вы тогда охранять собираетесь? И что, в таком случае, Вы любите?
Учиться думать — это значит постоянно расширять свой словарный запас. Чем больше Вы знаете слов, значение и смысл которых Вам понятен, тем больше у Вас мыслей и тем больше Вы можете что-то сообщить, что-то спросить, на что-то ответить. Только в случае, когда мы используем слова, значение которых нам понятно, мы способны сообщать себе и другим многое, задавать самому себе и другим разнообразные и интересные вопросы, и давать самому себе и другим на них грамотные ответы.
Учиться думать — это учиться быть правильно понятым тем человеком, кому мы задаем свой вопрос, если задаём его не самому себе. Невозможно быть понятым, если человек, которому что-то сообщается, не понимает значение тех слов, которые используются в сообщении. То же самое касается и понимание других людей. Если нам непонятны значения всех тех слов, с помощью которых от других людей приходят к нам сообщения, то нам непонятно и всё сообщение, непонятен вопрос, непонятен ответ. Более того, очень часто можно неправильно понять другого человека, если смысл слова понимается неверно. Одно дело, когда человек не знает значение слова, но хуже, когда человек понимает слово неверно, или понимает его в одном каком-то значении.
Мыслительная способность человека напрямую завит от количества слов, которые ему понятны, но ничто так пагубно не влияет на мыслительную способность человека, как неверное понимание используемых им в разговоре слов. А теперь представьте, каков будет мыслительный процесс человека, если большая часть словарного запаса человека состоит из слов, смысл которых ему понятен, но понимает он их неправильно? О чём он тогда может думать? И что станет результатом такого мышления?
Кроме словарного запаса для того, чтобы уметь думать, необходимо не лениться, сообщать самому себе что-то новое и интересное, не лениться задавать самому себе вопросы и давать на них ответы. Нет иного пути стать умным человеком, кроме как через ответы на вопросы, которые Вы сами себе задаете. И чем больше вопросов Вы сами себе зададите, тем умнее Вы станете после того, как сами же на них ответите. Ответы на свои вопросы Вы можете искать где угодно.
Без умения думать Вы становитесь неинтересным человеком. Неинтересных людей не уважают, у них нет друзей, они не знают, что такое любовь и они поэтому не становятся свободными. Можно быть интересным человеком и не иметь друзей или любовь, по тем или иным причинам, которые выходят за рамки темы статьи, и мы их здесь рассматривать не станем, но не бывает так, чтобы у неинтересного человека были друзья и любовь.
статья очень интересная,очень позновательная,и еще читайте больше книжек желательно классику тоже помогает разговаривать на учиться
Разговаривать то мы умеем, а вот, что мы говорим-не всегда и сами понимаем, потому что не все знают полного определения(й)( » я так понял для себя из статьи») этого слова, получается -мы думаем одно а говорим другое!), и какая связь и взаимопонимание возникнет во время диалога? Например у меня с образованием 8 классов и мною уважаемом авторе статьи? Наверное, он закончиться очень быстро)) Поэтому я бы предпочел энциклопедию и самообразование. Ну а потом можно и классиков почитать, проникнутся, пропустив через себя-мысли , вложенные ими в свои произведения. Ведь поэтому то он и могуч и велик, наш русский язык-что с помощью слов содержащихся в нём, можно по стараться, максимально ясно, точно-выразить и показать, свои мысли и чувства-другому человеку. Здорово что мы Русские!))
Спасибо автору, за статьи и советы в них! Но пока я наверное как тот лазутчик на семинаре про «своё дело»))-только с той разницей что, ни какого негатива и фальши , для себя- не заметил.
Михаил Лекс говорит:
Декабрь 17th, 2014 в 13:07
Здравствуйте, Виталий. Русский язык далеко не самый выразительный и не в состоянии выразить абсолютно любую мысль, сказанную, например, на греческом, английском или немецком языках. Самым выразительным мог бы стать такой язык, который образуется путём слияния всех вообще языков. А в том что мы русские — нет ничего ни хорошего, ни плохого. Ну русские и русские и что? Чем мы русские лучше или хуже других? Ничем.
.
Я уверен, что в течение пары миллионов лет все народы перемешаются и национальностей вообще не будет, и границ не будет, и государств не будет. Вот это будет хорошо. А хорошо будет, потому что именно тогда и появится язык, с помощью которого можно будет выразить всё. А в настоящее время все языки — инвалиды.
Очень познавательная и интересная статья! Мне очень понравилась, спасибо вам огромное, за ваш труд, и за ту помощь, которую вы пытаетесь оказать, всем тем, кто хочет и старается развиваться в этом направлений. Я, теперь буду больше уделять внимание словам, которые я использую.
Думать — это значит делать выводы, принимать решения, полагаясь на свои мысли, мнение, рассуждения.
Разговаривать — значит разговаривать. «Больше разговариваешь, меньше думаешь», подумай, прежде чем сказать.
Бредовое мнение о том, что разговар равнозначен мыслительному процессу. Статья бредовая для тех кто не умеет думать сам, может быть это стеб или проверка.
Михаил Лекс говорит:
Май 9th, 2017 в 17:17
Здравствуйте, Артур. Как Вы думаете, прежде чем ребёнок начнёт думать, он должен научиться говорить? Или прежде чем ребёнок научится разговаривать, он должен научиться думать? Как Вы думаете, способность человека думать зависит от его умения разговаривать? Или умение разговаривать зависит от умения думать? Конечно это было бы очень хорошо, если бы каждый умел бы думать, прежде чем что-то сказать. Но разве такое возможно?
Скажите честно, Вы пробовали когда-нибудь думать, не разговаривая? Попробуйте. Забавно было бы посмотреть, как у Вас это получится. Разве думать — это не значит разговаривать с самим собой или с кем-то? При этом не обязательно слова произносить вслух.
Вот Вы пишите «Думать — это значит делать выводы, принимать решения, полагаясь на свои мысли, мнение, рассуждения.» Скажите, а делать выводы — это разве не разговаривать? А Ваши мысли — это разве не Ваш разговор с кем-то, с самим собой или с кем-то другим на какую-то тему?
Ваши мысли — это в первую очередь слова, собранные в определённые предложения и сказанные Вами, сказанные вслух или про себя. А это не что иное, как разговор. Вот и выходит, что способность человека думать напрямую зависит от его словарного запаса, определённого понимания слов и умения складывать эти слова в предложения таким образом, чтобы они были понятны и ему самому, и другим людям. А для этого необходимо учиться разговаривать.
А поговорка, которую Вы привели в пример: «Думай, прежде чем что-то сказать» абсурдна, потому что думать — это значит говорить.
Вот Вы… Разве Вы подумали, прежде чем написали свой комментарий на мою статью? Нет, конечно. Вы прочитали статью, испытали негативные эмоции и написали комментарий. И именно Ваш комментарий и говорит о Вашем умении думать. И глупо было бы советовать Вам: прежде чем писать свой комментарий, подумать, потому что Ваш комментарий — это и есть процесс Вашего думания.
Точно так же, как и моя статья — это моё думание. Моя статья — это и есть то самое, о чём можно сказать — подумал. Я начал думать, сразу, как только начал писать статью, с первого предложения. А Вы начали думать сразу, как только начали писать свой комментарий. Понимаете теперь, что значит «Учимся думать — учимся разговаривать». И всё же, мне было бы очень интересно посмотреть, как Вы думаете, не разговаривая.