Застывшая форма

Каждый из нас пишет свою собственную жизнь, как пишут пьесу, рассказ, роман и каждый из нас периодически застывает в той или иной её форме, форме своей жизни.

Застывшие формы жизни… Мы пишем свои жизни не только для кого-то, а и для самих себя; скорее даже, в большей степени, для самих себя, чем для кого-то. И важно, чтобы наше произведение было интересно и нам самим, и тем, для кого мы пишем (живём). У кого-то его произведение получается интересным, у кого-то — не очень. Бывает, что наша жизнь никому кроме нас не нравится, а бывает и наоборот, когда наша жизнь нравится всем, кроме нас самих…

Кто-то вообще перестает писать (жить) для себя и начинает работать для кого-то и ему важно, чтобы его роман был интересен не ему самому, как автору, а кому-то ещё, кому-то другому; и он пишет для другого, а не для себя. В любом случае (работаем мы для себя или для других) мы сами и авторы своего романа и режиссеры-постановщики, и исполнители главной роли. Мы всегда находимся в том или ином образе, в том или ином виде; представляем собой тот или иной персонаж своей собственной пьесы, ту или иную форму.

И может так получиться, что мы, как писатели, вдруг останавливаемся и прекращаем работу над своим произведением и ставим раньше времени точку. И как режиссеры мы вынуждены проигрывать бесконечно одну и ту же часть своей собственной пьесы. Жизнь порой заставляет так поступать, от этого никуда не деться… А как актеры мы продолжаем играть одну и ту же роль в одном и том же эпизоде. Это и есть то, что я называю застывшей формой.

Кому-то вдруг показался интересным тот образ, который он из себя представляет и человек застывает в этом образе. Человек (как Писатель своей будущей жизни) больше не пишет; человеку (как Режиссеру своего же произведения) больше нечего ставить; человек (как Актёр) вошёл в образ и не желает из него выходить. Сыгранная сцена так восхищает, завораживает, что хочется продолжать её бесконечно…

Русские писатели девятнадцатого века очень хорошо показали в своих произведениях эти так называемые образы, эти застывшие формы. Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Чехов замечательно показали те или иные типы людей, наиболее характерные для общества во все времена (меняются только декорации). Но одно дело, когда бретёра Печорина в двадцать семь лет убивают на войне, а совсем другое, когда наш с вами современник играет эту роль бретёра в сорок лет и более, застыв на эпизоде соблазнения какой-нибудь княжны или её похищения. Это и есть то, что смело можно назвать застывшей формой, когда человек вдруг фиксируется на понравившемся ему образе и продолжает играть его до конца своих дней.

Я встречал и Печориных, которым далеко за восемьдесят; да и вы, я уверен, среди своих знакомых замечали застывшие формы. Среди нас можно встретить сегодня застывших в образе князя Мышкина на эпизоде его появления в доме генерала Епанчина. Среди женщин часто попадаются Анны Каренины в эпизоде встречи со своими Вронскими и не менее часто встречаются нам Настасьи Филипповны Барашковы в эпизоде швыряния денег в огонь и уходе с Рогожиными.

Самое непонятное в том, что и та и другая кончили свою жизнь рано; одну убили, другая сама под поезд бросилась; в то время как наши современницы не собираются кидаться под поезда и всячески избегают быть убитыми, а просто бесконечно проживают свой тот или иной, понравившийся им, или их знакомым, образ; сегодня легко можно встретить Каренину или Барашкову, которым далеко за пятьдесят, а они так и не бросились под поезд и не были убиты ревнивыми любовниками. Очень много сегодня Раневских, продающих свои «Вишневые сады» в десять соток…

Мужчины очень часто застывают в образах, которые замечательно показал Тургенев в «Отцах и детях». Одни застывают в образах отцов, в шестьдесят лет влюбляющихся в молоденьких девиц или бунтующих против Бога, другие вечно играют эдаких, всё отрицающих детей, дерущихся с чужими дядьками на дуэлях (дуэлей сегодня нет, сегодня просто бьют друг другу по лицам) или детей, которые зачем-то в двадцать лет женятся (не пойми зачем и почему).

Сегодня, как никогда, много можно встретить застывших в образе Раскольникова, которые в отличие от своего архетипа всё никак не могут найти и убить свою ненавистную старуху и её ни в чём неповинную сестру, совершить преступление и понести за него наказание, но таскаются повсюду с видом «униженных и оскорблённых». Все образы, все формы оказываются застывшими, не способными довести до конца начатую идею.

Но самое опасное, во всей этой «застывшей пьесе», тогда, когда люди не осознают того, что давным-давно застыли в каком-то образе, в какой-то форме и никак не могут продолжить своё дальнейшее движение в жизни. Проще говоря, люди перестают полноценно жить.

Очень много сегодня застывших женщин, разыгрывающих какую-то бесконечно тоскливый эпизод, где они «несчастные обманутые жертвы». Немало и «несчастных» мужчин, которые вдруг застыли на том, что разочаровались в своей жизни и все никак не могут определиться с дальнейшим её продолжением и не находят ничего лучшего, как пить водку или волочиться за молодыми одинокими мамами.

Но всем им очень нравятся их застывшие формы; они смотрят на себя со стороны и любуются своим персонажем и откладывают со дня на день развязку слишком уж затянувшегося безумия. Они уже даже и не понимают того, что застыли, что представляют из себя некую застывшую форму, но всё крутят и крутят свою одну и ту же пластинку, не видя, что пластинка заела и уже много лет повторяет одно и то же и всем уже давно опротивела.

В каком образе сейчас находится сейчас каждый из нас; не застыли ли мы в каком-то очень нам понравившемся образе? Может быть пора перестать быть тем, кем мы стали когда-то и можно двигаться дальше? Насколько наш образ соответствует нашему же представлению своей жизни? Хотим ли мы до конца дней быть в этом своём образе? Не рано ли мы закончили писать свою собственную книгу жизни? Может быть нам есть ещё над чем поработать… Жизнь наша — это не программа, которую кто-то написал за нас и которой мы слепо следуем. Мы сами её авторы. Неужели мы разучились писать? Уверен, что нет..

Цель моих размышлений о застывшей форме не в том, чтобы кому-то или даже себе самому советовать выходить из своей застывшей формы, нет. Вполне возможно, что человеку необходимо застыть в каком-то образе и проиграть эпизод бесконечное количество раз. Главное, не слишком затягивать с проигрыванием одного и того же.

Но необходимо понимать, что общаясь с кем-то, мы запросто можем натолкнуться на так называемую застывшую форму. Не следует обращать особо на неё своё внимание. Лучше всего воспринимать её не иначе, как застывшую форму, и не ожидайте от неё более того, что она даёт уже много и много лет. Ничего другого она, в принципе, дать не сможет; до тех пор, пока не перестанет быть застывшей формой; и кто знает, на какое время эта форма застыла. Застывшие формы — это не хорошо и не плохо; просто они существуют, вот и всё.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, Михаил Лекс © 2011

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Понравилось? - Поделись в социальных сетях 🙂

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Запись опубликована в рубрике Жизнь с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

16 комментариев на «Застывшая форма»

  1. Пётр говорит:

    И смешно, но и чуть-чуть грустно.

    Михаил Лекс говорит:

    Да, Пётр, это так. Пишите свою собственную жизнь для себя и развивайте сюжетную линию. Играйте главную роль в своём романе жизни. И Вам будет не так грустно.

  2. Котена говорит:

    Пусть это немного сказочно или фантастично, но на самом деле эти формы, понравившиеся человеку, иногда являются прототипом его предназначения. Того, что ему, человеку, лучше всего удается. Только форма, в которой человек пребывает выглядит как «застывание», а на самом деле это просто .. платье, демо версия, примерка. И из этой формы слелует взять лишь ту черту. те несколько «ниточек»-состояний, который до глубины Вашей души Вам понятны. Это Ваш ключ. Так что это не грустно, это — интересно-)

  3. Наталия Максименко говорит:

    СПАСИБО!!!! ЕЩЕ НАПИШЕМ!! ПЕРИОДИЧЕСКИ ВСЕ ЗАСТЫВАЮТ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ПЕРИОДЕ…ДУМАЮ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРОЖИТЫХ ДНЕЙ……….ТАК НУЖНО, НО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЗАЦИКЛИЛСЯ НА ОДНОМ ПЕРИОДЕ…..ВИДНО У НЕГО ПРОБЛЕМЫ И ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ — ОН ИЛИ РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ЖИЗНИ ИЛИ ОН НЕ ДАЛЕКОГЛЯДНЫЙ.

    Наталья говорит:

    Согласна с вами)!

  4. Нэля говорит:

    Наводит на размышления…

  5. Галина говорит:

    Застывших образов очень много, согласна. Но многих можно понять, кроме тех, кто играет с этими образами. Многие не по своей воле топчутся на месте. Думаю, что многим это знакомо. А жизнь, конечно, движение. И надо двигаться и самим, и помогать двигаться близким. Будем стараться изменить что-то. Спасибо.

  6. Марта говорит:

    Мы одновременно много ролей играем и они меняются постоянно.Но изменять себе,своему глубинному Я, мне кажется не стоит. Образ — это что-то внешнее, даже не социальная роль, а маска.

  7. Людмила говорит:

    Останавливаемся. Ставим точку и начинаем писать новую главу собственной жизни. По другому сценарию, с новыми действующими лицами и исполнителями. Хорошо бы… нам было комфортно в этом новом призведении…

  8. Любовь говорит:

    Человек застывает в определённо — постоянном образе по элементарной причине: в целях самосохранения, если инициатива наказуема. В России, например с 30-х годов высунутые гвозди забивают… . Мало кто соответствует своему представлению о жизни…

  9. Оксана говорит:

    Человек способен на многое, а остальное отговорки… было бы желание )

  10. Елена говорит:

    Знаете, не совсем понимаю определение «застывшая форма»…
    Но знаю одно — жизнь — движение по спирали, а застывшая форма — тоже движение, только по замкнутому кругу, хотя и замкнутый круг также относителен, скорее та же спираль, но, приводящая человека (или скорее душу) к исходной точке. И так он будет к ней возвращаться пока, в конце концов не дойдет до него, что нужно что то менять, двигаться вперед и вверх…

    «Мы пишем свои жизни не только для кого-то, а и для самих себя; скорее даже, в большей степени, для самих себя, чем для кого-то.»

    Свою жизнь мы пишем только для себя. Как известно — человек идет по жизни один. Даже если нашел свою половинку. Опыт его души — только его опыт. Окружающие нас люди, с которыми мы входим в контакт, так или иначе меняют нашу жизнь, вносят в нее свои «ноты»…

    Писать свою жизнь и писать книгу, считаю — совершенно разные вещи. Писатель должен быть хорошим аналитиком, мудрым человеком и обладать богатым образным мышлением. Так как к книгам мы обращаемся в большей мере за советом, мы ищем сходные жизненные ситуации и как из них выходить, или как в них не попасть, или наоборот, как в них попасть…
    Писатель — есть зеркало общества. Он и показывает нам этих Чичиковых, Печориных, Карениных, и прочих и, говорит — смотрите это замкнутые образы, не становитесь такими…

    » И как режиссеры мы вынуждены проигрывать бесконечно одну и ту же часть своей собственной пьесы.»
    Совершенно не согласна. Режиссер — человек, знающий сюжет, выбравший именно его для разыгрывания пьесы… Но мы, не знаем всего сюжета своей жизни. Мы думаем, что поступим так то, и так то, но если не вышло (неудачный дубль) разве будем мы поступать точно также потом? Мы выберем другой путь. Зачем нам наступать на те же грабли?
    Так что аналогия с режиссером неудачна.
    Да и актер — это инструмент режиссера, как краска для художника (не кисть).
    И с актерами нас нельзя сравнивать.

    «И может так получиться, что мы, как писатели, вдруг останавливаемся и прекращаем работу над своим произведением и ставим раньше времени точку.»

    Вот этой фразы я не поняла — самоубийство имеете ввиду? Или таймаут?
    Но остановки в пути иногда необходимы (я не имею ввиду самоубийство). Прекращение работы над чем нибудь означает, что на данном этапе вам не хватает какого либо опыта, или достаточного мастерства для продолжения. Вот в этом и есть мудрость Бога. Это он вас останавливает и отвлекает на что то другое, он толкает вас за поисками нужного опыта и мастерства….

    В общем, человек, застывший в образе — наполовину человек. Писатель, который больше не пишет — не писатель.

    Михаил Лекс говорит:

    Не поняли и не надо. Кому надо — тот понял. Благодарю Вас за обратную связь, Елена, и за Ваши размышления, которыми Вы делитесь.

  11. Людмила Исаенко говорит:

    Мы пришли в этот мир для того,чтобы жить Свою жизнь,написанную самими собой,по собственному сценарию,развивая свою сюжетную линию,играя главную роль в своём фильме под названием Жизнь.Переодически все застывают на том или ином этапе своего жизненного пути и причины разные, у каждого -свои.Главное, не слишком задерживаться в этих застывших формах. Нужно идти вперёд,развиваясь и совершенствуясь во всём,потому что мы сами-авторы своей жизни и как напишем ,так и жить будем,а можем остаться в застывшей форме навсегда. …Всё зависит от нашего выбора , от отношения к себе самому и в каком образе мы находимся в даный период времени-в застывшемся ,в том,кем стали когда-то, или двигаемся дальше,вперёд ,навстречу к себе самому,чтобы познать СЕБЯ в СЕБЕ.

  12. Андрей Барчук говорит:

    а если ЕЩЕ попроще?

    Михаил Лекс говорит:

    Здравствуйте, Андрей. Всё и так слишком просто.

Обсуждение закрыто.